Правильно подобрать препарат против конкретного вредного объекта, заблаговременно завезти его в хозяйство, наметить поля, подобрать исполнителей – это еще только полдела. Эффективность химобработки во многом зависит еще и от качества выполнения самого опрыскивания, и здесь одной-единственной ошибкой можно свести на нет усилия многих людей и понести большие затраты… Просчеты, допускаемые в хозяйствах на этой операции, анализирует руководитель группы технологического сопровождения по ЦЧР и Поволжью компании «Август» Николай ТАРАТОНОВ.
Сначала хотелось бы сказать несколько слов об общих проблемах, которые до начала полевых работ еще можно снять, время для этого есть.
Это, прежде всего, недостаточная укомплектованность хозяйств опрыскивателями. Как правило, их в большинстве предприятий не столько, сколько нужно для полноценного ведения химработ. Хорошие опрыскиватели стоят дорого, и многие на них просто экономят. Скажем, есть в хозяйстве три - пять опрыскивателей, и руководитель считает, что этого достаточно.
Но в течение практически каждого сезона возникают форс-мажорные обстоятельства. Очень часто, например, накладываются друг на друга обработки зерновых и первые опрыскивания сахарной свеклы, и имеющийся парк опрыскивателей используется «на разрыв». И если на зерновых иногда можно (но не нужно) немного запоздать с обработками на один - два дня, то на свекле счет идет на часы и минуты, здесь затягивать опрыскивания нельзя. Иначе придется пересчитывать всю систему защиты, при этом увеличивать нормы расхода препаратов с удорожанием стоимости обработок и снижением их эффективности.
Износ опрыскивателей. Ремонт этой техники дорог, не всегда его ведут в полном объеме, обычно экономят на запчастях (насосах, распределителях и т. д.). И часто в поле выходит не совсем готовый к работе опрыскиватель.
Слабое сервисное обслуживание внутри хозяйства. Можно пригласить специалиста (компании-изготовителя или поставщика), но это недешево и хозяйства обычно ведут ремонт опрыскивателей своими силами. Но в большинстве случаев квалификация своих ремонтников не позволяет выполнить его на должном уровне.
И наконец, большой проблемой остается низкая квалификация непосредственных исполнителей. Отсюда и поломки техники в поле, и невысокая выработка и т. д. И главное – низкое качество проведения обработок.
До начала полевого сезона еще есть время докупить опрыскиватели, проверить качество ремонта наличных машин, организовать практические семинары для непосредственных исполнителей и т. д.
Теперь – об ошибках в использовании опрыскивателей.
Прежде всего, многие не выполняют должным образом настройку опрыскивателей перед началом сезона и не ведут контроль за этим в течение сезона. Перед началом использования опрыскивателя надо провести его техосмотр. Сначала внимательно осмотреть машину, потом выполнить некоторые измерения. Заполнить бак водой примерно наполовину, запустить механизм и проверить работу всех узлов и агрегатов – насоса, распределительной системы, форсунок. Выяснить, нет ли течи из шлангов. Обнаруженные проблемы надо на месте устранять.
Среди прочего надо проконтролировать расход рабочего раствора. Для этого запустить опрыскиватель, взять мерную кружку, поднести ее под каждый распылитель и измерить расход рабочего раствора за 1 мин. Полученные фактические результаты сравнить с табличными значениями объемного прохода. И если расхождение составляет более 10 %, то такой распылитель надо выбраковывать, пользоваться им нельзя.
Надо заблаговременно выполнить диагностику каждой форсунки и каждого распылителя. Это главные рабочие органы опрыскивателя. К сожалению, такую диагностику если и делают, то за несколько часов до химобработки, поэтому настройка форсунок часто ведется на бегу, в спешке. А ведь за период зимнего хранения с ними могло произойти что угодно. Не будем забывать, что опрыскиватель – сложное устройство, которое необходимо постоянно проверять, контролировать, настраивать.
Сплошь и рядом не соблюдаются регламентные сроки работ по замене фильтров, наконечников и т. д. А ведь от качества наконечника напрямую зависит качество самой химобработки. К сожалению, в хозяйствах опрыскиватели с одним и тем же комплектом наконечников работают нередко по нескольку сезонов. Это грубая ошибка, она влечет за собой нарушение норм расхода рабочих растворов – а отсюда нерациональный расход препаратов, их неэффективная работа.
Из-за чего это происходит? Ту воду, которую используют в хозяйствах для приготовления рабочих растворов, зачастую берут из прудов и артезианских скважин, где есть песок. А это фактически абразивный материал, который серьезно повреждает наконечники форсунок.
Ошибки в эксплуатации опрыскивателя. Согласно инструкции, опрыскиватель надо тщательно промывать в конце смены, а также при переходе с одной культуры на другую. Но это делают далеко не все, и мы в Центральном Черноземье каждый год сталкиваемся с одной и той же проблемой – при переездах опрыскивателей с обработки зерновых на сахарную свеклу происходит фактическое уничтожение части ее посевов.
Дело в том, что сульфонилмочевины, которые входят в состав многих гербицидов на зерновые, применяются в очень малых нормах расхода на 1 га, но они очень стойки и крепко фиксируются на внутренних стенках бака опрыскивателя, образуя своеобразный известковый налет, который при плохой промывке бака начинает работать как губка. То есть впитывает в себя частицы д. в. и при заправке опрыскивателя препаратами для свеклы понемногу отдает адсорбированные сульфонимочевины в рабочий раствор. А свекла очень чувствительна к ним! Вот так я уже не раз наблюдал почти полную гибель всходов сахарной свеклы, и все вокруг терялись в догадках – отчего? Не сразу мы вместе с агрономами нашли причину и выход из этой ситуации.
А все дело в чистящих средствах, применяемых для промывки опрыскивателя. Чаще всего берут самые простые, на основе мыла, но с их помощью не всегда удается отмыть стенки бака от остатков гербицидов на зерновые. Для этого надо применять специализированные средства, в частности Фугу. Только оно способно и смыть, и нейтрализовать остатки сульфонилмочевин, которые остаются в баке.
Эта, казалось бы, «мелочь» стала проблемой для многих хозяйств ЦЧР, которые выращивают зерновые и сахарную свеклу. Несмотря на все наши выступления, объяснения, семинары и т. д. уже несколько лет ситуация не меняется к лучшему, и каждый новый сезон хозяйства наступают на одни на те же грабли. И пока опрыскиватель с остатками сульфонилмочевин естественным образом «промоется» после нескольких заправок смесью гербицидов для сахарной свеклы, как минимум несколько десятков гектаров в хозяйстве успевают загубить…
Следующая ошибка – нарушение регламентов применения препаратов. Например, температурный фактор. Иногда его колебания ставят крестьян в тупик. На сахарной свекле обработки обычно начинаются с первых чисел мая, и именно в это время в нашу зону юга ЦЧР приходят экстремально высокие температуры. По регламентам мы можем выполнять химобработки при температуре не выше 25 °С, а у нас она в это время выше. Как сработать, чтобы не причинить вреда культуре? Ведь в фазе «вилочки» растения свеклы очень нежные, их легко повредить.
Конечно, никаких дневных химобработок в этот период вести нельзя, и хозяйства переходят на работу ночью. Но и ночью иногда температура не опускается ниже 25 °С на поверхности поля – почва отдает тепло, работает как огромная сковородка, и это излучение плохо влияет и на качество проведения химобработок, и на культуру.
Что остается делать? Из всех зол выбираем меньшее, то есть работаем ночью, когда температура воздуха на уровне опущенной руки человека (около 1 м над землей) все-таки в пределах 25 °С. Оттягивать выполнение обработки к утру, когда заметно посвежеет, не стоит, потому что возможна обильная роса, которая сведет на нет эффект обработки.
Теперь ветер. Именно в начале мая у нас дуют сильные ветры, и это доставляет много проблем. Здесь надо следовать простому правилу: если сила ветра больше 5 м/с, никаких опрыскиваний проводить нельзя. Потому что мы можем не только не получить эффективности обработки на своем поле, но и повредить соседние поля, на которые ветер может снести наш раствор. Причем 5 м/с – это предел для применения самых совершенных форсунок – инжекторных, а если у вас стоят щелевые форсунки, то у них предел еще ниже – 3 - 4 м/c. Придется дожидаться, когда ветер стихнет.
Не забывайте об ограничениях по относительной влажности воздуха. Как показали мои беседы с агрономами хозяйств, они зачастую об этом ничего не знают и, понятно, не учитывают в работе. Величина этого показателя при опрыскивании не должна превышать 65 %. Если же реальный показатель ниже – надо увеличивать норму расхода рабочего раствора до 50 % по сравнению с рекомендуемой. Дело в том, что при пониженной влажности воздуха усиливается испарение рабочего раствора, и до растений долетает меньше д. в. Поэтому необходимо вносить поправку в расход рабочего раствора по реальной относительной влажности воздуха. Чем воздух суше – тем больше должен быть расход жидкости. И разумеется, при этом никаких авиаобработок! Даже в более благоприятных условиях, я считаю, если есть возможность провести наземное опрыскивание, от авиаобработок надо отказаться. Особенно если речь идет о внесении фунгицидов.
Наконец, ошибки при смешивании препаратов и приготовлении рабочего раствора. Увы, они повторяются из года в год, несмотря на все наши выступления, семинары, листовки и т. д. Трактористы, которым поручают приготовление рабочих растворов, часто не соблюдают последовательность смешивания препаративных форм. И отсюда проблемы с выпадением веществ в осадок, несовместимости различных д. в. и т. д. Этот вопрос хорошо освещен в наших рекламных изданиях, каталогах и др., не буду повторяться.
Во многих хозяйствах сейчас стали шире применять сложные баковые смеси различных пестицидов, причем производства разных фирм, да еще добавляют туда микроудобрения. И нередко терпят неудачу – полученная смесь получается непригодной к применению, большие затраты не приносят отдачи. Я рекомендую в таких случаях делать контрольное смешивание компонентов в отдельной емкости, скажем, в трехлитровой стеклянной банке или пятилитровой баклаге, чтобы проверить все компоненты смеси на совместимость в растворе. Надо выполнить смешивание, дать отстояться и смотреть, каким получился раствор. Сразу будет видно, какой компонент является лишним в этой смеси, и можно будет скорректировать смесь. Это избавит от многих потерь.
Много ошибок допускается при смешивании препаратов на основе концентратов эмульсии (КЭ). В частности, это часто происходит на сахарной свекле. При приготовлении рабочего раствора механизатор наливает препарат в предбак опрыскивателя и добавляет туда воду. При этом происходит свертывание всего содержимого, которое потом очень тяжело размешать и растворить.
Готовить смеси с КЭ надо так: в свободный от воды сухой предбак заливать чистый концентрат эмульсии из канистры, после этого в чистом виде подавать его в основной бак опрыскивателя, и только после этого смывать стенки предбака и эти смывки тоже подавать в основной бак. Практически никто из агрономов на эту «мелочь» не обращает внимания, а отсюда большие потери дорогих препаратов. Повторюсь: в КЭ нельзя добавлять воду! Только наоборот – КЭ приливать в воду.
Пока до выхода в поле еще есть время, призываю всех задуматься о приобретении комплектов распылителей и запчастей для опрыскивателей. Весной будет просто некогда. Распылители надо иметь в достаточном количестве, а если позволяют финансы, то лучше приобрести их отдельно для гербицидов, фунгицидов и инсектицидов. Еще раз критически оцените свой парк опрыскивающей техники, проверьте работу всех узлов. Еще не поздно докупить недостающие машины… Желаю всем успеха!
Записал Виктор ПИНЕГИН
Контактная информация
Николай Алексеевич Таратонов
Тел. моб.: (960) 127-70-07
Опубликовано в номере 1(171) за 2018 год